Важный разговор

«Музейная педагогика» как основа сотрудничества с ребенком в формировании его мировоззренческих позиций

Музейная педагогика остается пока во многом «неоткрытым континентом» для школьной педагогики

Так и не была создана система взаимодействия музея со школой, о необходимости которой неустанно говорят, начиная с 1930-х гг. В течение многих десятилетий музеи измеряли свой успех в работе со школьниками главным образом количеством групп, прошедших с экскурсоводом мимо музейных витрин. Ну, а каков же оказывался результат подобного посещения, их волновало все-таки мало. У

Учителя порой недостаточно представляют себе специфику образовательных возможностей музея, полагая что это некое дополнение,от которого можнобезболезненно и отказаться.

Разумеется, к процессу образования музей и школа подходят фундаментально различно.

Преподавание в школе ведется на основе учебной программы и организовано по предметам или курсам. Учебный процесс в школе достаточно регламентирован, уровень знаний контролируется.

Музеи действуют в сфере неформального или «параллельного» образования: сюда приходят в свободное время без предъявления каких-либо документов. Музейная публика весьма разнородна по возрасту7, интересам, социальному и имущественному положению.

Музей открывает уникальную возможность воочию узнать все это разнообразие и полноту  жизни и затем обрести способность более глубокого проникновения в сущность того или иного события или явления.

 

Музей — это особая образовательная среда. Где осмотр достопримечательностей и «консервированные» лекции уходят в далекое прошлое

 В музей идут отнюдь не только для того, чтобы увидеть нечто удивительное, пополнить свой кругозор. Здесь присутствует радость открытий, ответов на вопросы: «Почему?» и «КТО определил что есть Добро и что есть зло?», на опыте предков учиться делать нравственный выбор.

Именно здесь доступно увидеть и познать что такое Дом Божий и войти в него уже умея распознавать тип храма, святые образы, суточный круг Богослужений, Таинства.

А значит начать свое ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ.

Именно музейная педагогика способна подвести ребенка и взрослого к системе церковного оглашения.

И самое большое преимущество Музейной педагогики в том, что введение в Православие начинается с понимаемых и принимаемых ими образов СЕМЬИ, отношения с друзьями, одноклассниками. Анализ своей жизни, поиск в ней  Божьего промысла, принятия Бога Живаго в своей жизни- вот к чему стремятся все программы Музейной педагогики.

 

 В работе со школьниками мы  делаем  ставку на развитие представлений детей о мире, способности наблюдать, классифицировать и генерировать информацию.

 

Широко практикуются активные формы познания в процессе какой-либо деятельности, свободный обмен мнениями. Учащиеся получают ролевые задания, участвуют в поисковых экспедициях.

Наша  задача — сделать обучение осмысленным, соотнести исторические и нравственные  понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию.

Более того, музейное образование предполагает не только получение набора сведений, но и непременное умение практически оперировать ими, включая способность принимать решение.

Музейная педагогика направлена на подготовку ребенка к жизни в обществе, его социализацию, получение представлений о действующих нравственных нормах, навыков логического анализа ситуации, творческих начал.

Наиболее значительными задачами являются:

  • Развитие способности извлекать информацию из первоисточника
  • Формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение о законах окружающего мира, Вере, мировоззренческих позициях.
  1. Привитие навыков самостоятельного обучения.
  2. Мотивация процесса обучения, создание «опыта радости познания» в процессе обучения.

Разумеется, кроме известных форм работы музея со школьниками — обзорами коллекций, тематическими экскурсиями, зачетными курсами и музейной практикой для школьников существует еще много промежуточных вариантов.

Мы  стремятся выйти за свои стены в общении с публикой. Сегодня такие возможности умножились благодаря разнообразным технологиям репродуцирования и техническим средствам.

Практикуем выдачу в школы всевозможных видов репродукций, копий, муляжей, хранящихся у них предметов.

Систематически обеспечиваем школы, особенно расположенные поблизости, слайд-программами, кинофильмами, видео-фильмами.

Аудио-визуальные программы, подготовленные музеем, позволяют детально изучить тот или иной материальный предмет, а затем рассмотреть его в соответствующем социальном и историческом контексте.

.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность музея  не носит хаотический, случайный характер, а осуществляется на основе совместного планирования работы музея и школы, ведется по темам, предложенным органами образования

Предварительно делаются специальные разработки, определяющие функции учителя по намечаемой вне музейной учебной программе. В рамках такой программы волонтеры и музейные работники посещают школьные занятия, приносят в класс передвижные выставки, научное оборудование, а иногда и портативные «музейные чемоданчики» с набором репродукций, слайдов, игр и пояснительным текстом для учителя.

Успех образовательных музейных программ во многом зависит от того, какая роль, отведена в них учителю. Мы  практикуем активные контакты со школьными преподавателями, но и ищем способы включить их в свою деятельность.

Участие школьных педагогов в разработке музейных программ позволит создать оптимальные условия для подготовки класса к посещению музея, а затем и закрепления полученных там знаний и впечатлений.

Хорошо известно, что привлечь школьных учителей на внеурочные мероприятия — непросто. Важно чтобы программа музей созвучна была программным темам предметников.

Для этого разрабатываются уникальные формы работы: конкурсы, викторины, квесты

 

Музейная педагогика применяет различные обучающие методики, опираясь на данные возрастной психологии и физиологии.

Планируя музейную программу для дошкольников приходится учитывать, что дети до 7 лет практически неспособны к усвоению абстрактных понятий, для них предпочтительны формы прямого постижения информации. У детей этого возраста представления о времени соотносятся с пространственными выражениями Поэтому экскурсоводу стоит помнить, что для маленьких детей лучше заставить пофантазировать ,нарисовать увиденное, поиграть.

Школьники 7-11 лет уже имеют определенные представления о времени, но они еше не совсем готовы воспринимать абсолютно абстрактные понятия. В этом возрасте чрезвычайно важно предварительно подготовить детей к посещению музея, помочь установить связь между увиденным в экспозиции и своим прошлым опытом. На помощь приходят видеопросмотры и игровые квесты.

Дети 9-12 лет уже осознают абстрактные понятия, но с психологической точки зрения, для них лучше подходят сенсорные формы познания.

В этом возрасте мы набираем ребят в отряды поисковиков, привлекаем в экспедиции, они получают первый опыт подготовки выставок, организации  конкурсо-игровых программ.

Старшие классы вовлекаются в научно-практическую деятельность. Конкурсы собственных  докладов, медиа материалов, участие в игре «Колесо истории», олимпиадах. Для них работает школа экскурсоводов.

Музей помогает преодолеть разрыв между реальным миром и учебным опытом ребенка, особенно, когда он требует его активного участия.

Построенные в соответствии с возрастом, музейно-образовательные программы существенно подготовят учащихся к их будущей деятельности.

Hi, I’m admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *