(18.01.1906  г. – 06.03.1986 г.)
         Выдающий конструктор-моторостроитель, один из основоположников научной школы конструирования дизелей, главный конструктор по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковник. Родился в заводском посёлке Горловка Екатеринославской губернии (ныне город Донецкой области Украины). В 1914 г.  семья переехала  в Харьков. Окончил три класса церковно-приходской школы. Двенадцатилетним ребенком устроился на  завод, работал рассыльным подручным слесаря, слесарем. С 1922 г. учился на рабфаке. С 1925 г. — член ВКП (б) и студент механического факультета Харьковского технологического института. В марте 1930 г. окончил институт, вернулся в Харьков на  паровозостроительный завод имени Коминтерна, работал инженером-конструктором в отделе тепловых двигателей и принял активное участие в разработке нового тракторного дизеля Д-40.  Весной 1931 г.  направлен в  учебную командировку в США, в Массачусетский технологический институт.

         И.Я. Трашутин  успешно защитил диссертацию с присвоением степени магистра технических наук и вернулся на Родину. В декабре 1933 года  был назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода, где активно включился в работы по доводке и по  освоению серийного производства первого советского танкового двигателя БД-2 (позднее переименован в В-2). С февраля 1937 г. — помощник начальника отдела опытных работ на том же заводе. Во многом благодаря его самоотверженной работе в 1938 году состоялись первые, а в 1939 году — повторные государственные испытания двигателя В-2. Двигатель стали устанавливать на легких танках.

         25  мая 1938 г. И.Я.Трашутин был арестован органами НКВД СССР по стандартным обвинениям во вредительстве и в шпионаже. 2 февраля 1939 г. его освободили с восстановлением на работе. Он был назначен  главным конструктором специального конструкторского бюро Государственного дизельного завода № 75 в Харькове, направлением которого было налаживание массового производства двигателя В-2.  и одновременно  работал совместно с главным конструктором завода М.И. Кошкиным над созданием танка А-32, полностью решая все вопросы, связанные с двигателем танка. Результатом стало рождение  легендарного танка Т-34, на котором установили модернизированный вариант двигателя В2-34 мощностью в 500 лошадиных сил. Вся работа велась в крайне сжатые сроки — уже в 1940 г.  оба танка и обе модификации двигателей были запущены в массовое производство. В декабре 1940 г. И. Я. Трашутин назначен заместителем главного конструктора Конструкторского бюро по серийному производству завода № 75. На этой должности он сконструировал двигатель В2-СН с наддувом. В начале Великой Отечественной войны по постановлению Государственного Комитета Обороны завод № 75 был эвакуирован из  Харькова в Челябинск. Трашутин покинул Харьков с последним эшелоном, едва не погибнув при одной из бомбёжек.  В Челябинске на базе Харьковского, Кировского и местного тракторного заводов был создан мощный танкостроительный комбинат — Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), ставший известный во всём мире под названием Танкоград. С октября 1941 года И.Я.Трашутин — главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро № 75, которое ему довелось возглавлять следующие 40 лет жизни. 21.01. 1945 г. И.Я. Трашутину присвоено воинское звание «инженер-полковник».

          В послевоенный период под руководством И.Я.Трашутина создан двигатель КДМ-46 (Кировский дизельный мотор, 1946 г.) для трактора С-80 (Сталинец-80).  Дизель В-2 был приспособлен для самых разнообразных нужд народного хозяйства, в том числе для рыболовецких судов, нефтебуровых установок, стационарных и передвижных электростанций, земснарядов, другой техники.  Дизели Трашутина выпускались не только в СССР, но и в зарубежных странах, где они изготавливались по лицензии. За выдающиеся заслуги в развитии отечественного моторостроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1976 года Ивану Яковлевичу Трашутину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот». В 1981 году Иван Яковлевич Трашутин вышел на пенсию по состоянию здоровья, оставив в Челябинске мощное конструкторское бюро и созданную им школу двигателестроителей. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался после длительной тяжелой болезни 6 марта 1986 года и  похоронен на Богословском кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Лауреат Сталинской премии (1946), Государственной премии СССР (1974).  И.Я.Трашутин  награждён четырьмя орденами Ленина (19 сентября 1941г., 30 апреля 1945г, 19 февраля 1966г., 19 января 1974г), орденом Красной Звезды (5.06.1942г.), медалями. Почетный гражданин Челябинска (19 сентября 1978г.). В Тракторозаводском районе Челябинска в 1983 году установлен бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда  И.Я.Трашутина.

Hi, I’m admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *